Г. Нижневартовск, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра
МБОУ "Гимназия №2"

Что необходимо знать о функциональной грамотности

Функциональная грамотность — способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений

Виды функциональной грамотности.

  1. Читательская грамотность
  2. Математическая грамотность
  3. Естественнонаучная грамотность
  4. Финансовая грамотность
  5. Глобальные компетенции
  6. Креативное мышление

Читательская грамотность – это способность к чтению и пониманию учебных текстов, умение извлекать информацию из текста, интерпретировать, использовать ее при решении учебных, учебно-практических задач и в повседневной жизни. Читательская грамотность – это базовый навык функциональной грамотности.

Математическая грамотность — это способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Она включает математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления.

  Естественнонаучна грамотность — это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями.  

Финансовая грамотность — это знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков.Включает навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.

Креативное мышление — это способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения.

Глобальные компетенции — это способность смотреть на мировые и межкультурные вопросы критически, с разных точек зрения, чтобы понимать, как различия между людьми влияют на восприятие, суждения и представления о себе и о других, и участвовать в открытом, адекватном и эффективном взаимодействии с другими людьми разного культурного происхождения на основе взаимного уважения к человеческому достоинству.

1.Перечень учебных курсов, учебных модулей по формированию  функциональной грамотности:

  • «Театр-школа» 5абвг, 6вг, 7бв, 8а
  • «Психологическая адаптация школьников» 5 классы
  • «Физика в задачах и экспериментах» 7абв
  • «ЭкоРоссы» 7бв
  • «Функциональная грамотность» 8абв
  • «Юный химик» 8б
  • «Экология» 9ав
  • «Решение задач по физике повышенной сложности» 9б
  • «Мир химии» 9г
  • «Подготовка к ОГЭ по литературе» 9а
  • «Искусство слова» 9в
  • «Культура речи» 9г
  • «Читательская грамотность» 10абв
  • «Индивидуальная проектная деятельность» 10абв
  • «Психология» 10аб, 11аб
  • «Литература не по учебнику» 11а
  • «Практикум решения нестандартных задач» 11б

2.Нормативно-правовые акты  

Федеральный уровень 

Региональный уровень

Муниципальный уровень

Уровень образовательноц организации

  • Приказ МБОУ "Гимназия №2" " №- 581-ОД от 31.08..09.2022 "Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся в 2022-2023 учебном году" 

Локальные нормативные акты 

3.Участие обучающихся МБОУ "Гимназия №2" в проектах по формированию функциональной грамотности

4. Программы по внеурочной деятельности профориентационного курса

5. Вовлечение обучающихся в профориентационную работу

6. Работа с родителями по формированию функциональной грамотности обучающихся.

7. Проведение массовых мероприятий по формированию функциональной грамотности обучающихся

8. Рекомендации педагогическим работникам

Выписка из протокола заседания Педагогического Совета

Методические рекомендации по формированию читательской грамотности обучающихся 5-9-х классов с использованием открытого банка заданий на цифровой платформе (pdf)

Методические рекомендации по формированию математической грамотности обучающихся 5-9-х классов с использованием открытого банка заданий на цифровой платформе (pdf)

Методические рекомендации по формированию естественно-научной грамотности обучающихся 5-9-х классов с использованием открытого банка заданий на цифровой платформе (pdf)

Методические рекомендации по формированию финансовой грамотности обучающихся 5-9-х классов с использованием открытого банка заданий на цифровой платформе (pdf)

Методические рекомендации по формированию креативного мышления обучающихся 5-9-х классов с использованием открытого банка заданий на цифровой платформе (pdf)

Методические рекомендации по формированию глобальных компетенций обучающихся 5-9-х классов с использованием открытого банка заданий на цифровой платформе (pdf)

Методические рекомендации по развитию предпринимательских навыков обучающихся (pdf)